Современная российская общеобразовательная школа является главным фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

   В общеобразовательных учреждениях приоритетным направлением стала деятельность педагогов по воспитанию гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов молодых россиян, подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

   Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

   Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12.п.1) установлено, что содержание современного образования содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует  реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

   Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

   Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

   В современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

   Организация социально-педагогического партнёрства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ.

    Таким требованиям отвечают две программы: «Основы религиозных культур и светской этики» и программа «Социокультурные истоки» («Истоки»). Нам известно, что программа  «Социокультурные истоки» имеет тенденцию к развитию ценностно-ориентированного пространства, основанного на социокультурном опыте и дает подрастающему поколению питательную среду, из которой можно почерпнуть главное – любовь и уважение к своим родителям, родной земле, богатым духовным и культурным традициям. Такой подход в воспитании  духовности и нравственности подрастающих поколений полностью совпадает с «Духовным завещанием» чувашскому народу» нашего патриарха И. Я. Яковлева. Он нам завещал: «Беречь величайшую святыню – веру. Патриарх считал, что вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет ее в счастье и удаче». Говоря о любви и уважении к своим родителям, родной земле И. Я. Яковлев призывал: «Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если сбережете семью, обережете детей и создадите крепкую опору для мирного труда».

   На исполнение этих завещаний ориентирована программа «Социокультурные истоки», нацеленная на создание необходимых условий для целостного развития личности, обладающей национальным сознанием, способной к созидательному труду на благо семьи и государства, и привносит в образование духовно-нравственное развитие на основе отечественных традиций (духовность понимается прежде всего как служение отечеству в широком смысле этого слова).

   Программа «Истоки» развивается от Калининградской области до Камчатского края и от Тюменской области до Ставропольского края. В настоящее время программа «Истоки» на региональном, муниципальном уровнях или в отдельных организациях успешно реализуется в 59 субъектах Российской  Федерации, что является показателем ее эффективности.

   Содержание воспитания в программе «Истоки» концентрируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся. Это воспитательная задача, на решение которой направлена учебно-воспитательная деятельность.

   Учебный курс «Истоки» – авторы: доктор исторических наук, профессор Вологодского государственного педагогического университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук Александр Васильевич Камкин и профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук Игорь Алексеевич Кузьмин.

   Учебный курс «Истоки» сформировался на стыке таких научных областей, как социальная и культурная антропология, этнология и этнопсихология, культурология и теология, философия и педагогика. В этом состоит концептуальная новизна учебного курса, не имеющего аналогов в современном образовании.

   Учебный курс разработан для использования в системе общего образования: в дошкольном образовании, в начальной, средней и старшей ступенях школы. 

   Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 года, была рассмотрена и получила поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы.

   Главная цель программы «Социокультурные истоки» преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества. 

   «Социокультурные истоки» содержит материалы для педагогов и родителей для гармоничного развития, образования и воспитания гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.

   В целом курс «Истоки» концентрирует в себе духовно-нравственные ценности русского народа, российской цивилизации и решает  тем самым, оставаясь в рамках светского предмета, проблему религиозной образованности, которая является необходимой частью национальной культуры.

Исходя из вышеназванной цели предлагается  решение следующих задач:

  1. В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно-нравственные ценности российской культуры и на этой основе помогать выработке у учащихся собственной жизненной позиции.
  2. В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван способствовать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности; воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в то же время создает условия для формирования у учащихся навыков толерантности и сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.
  3. В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван расширить их культурологическую компетентность, привести их к пониманию духовно-нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), формировать добросовестное отношение к труду.

Национальная образовательная программа «Социокультурные истоки» (программа «Воспитание на социокультурном опыте»)

Электронные сервисы

Э