Общешкольное родительское собрание

для родителей обучающихся 4-х классов

по ознакомлению с курсом

«Основы религиозных культур и светской этики»

 

     Уважаемые родители будущих четвероклассников, в следующем учебном году по учебному плану на параллели 4-х классов вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики». Поэтому я сегодня познакомлю Вас кратко с данным курсом, так как вам и вашему ребенку нужно выбрать один из шести модулей данного курса для изучения.

Одна из самых главных и самых трудных задач родителей - нравственное воспитание ребенка, а в рамках этого курса школа предлагает вам свою профессиональную помощь. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения становится приоритетом государственной образовательной политики.

        

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является:

  • Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»;
  • Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009г.        № Пр – 2009, Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации  от        11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
    • (и ряд нормативных документов представленных на слайде).

Примером признания важности духовно-нравственного воспитания в школьной обра­зовательной практике на государственном уровне является создание проекта введения в учебные планы предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

         В настоящее время преподавание данного курса ведется в штатном режиме: в 4-х классах, в объеме 34 учебных часов.

 

 

   Преподавание направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, формирование их мировоззрения и нравственной культуры на основе духовно-нравственных ценностей традиционных российских религий.

     Цель предмета ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической имногоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Для изучения курса ОРК и СЭ предлагается один из шести модулей. Название модулей

1.Основы православной культуры

2.Основы исламской культуры

3.Основы буддийской культуры

4.Основы иудейской культуры

5.Основы мировых религиозных культур

6.Основы светской этики

 

Первые четыре модуля ориентированы на запросы последователей соответствующих религий — православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма и дают возможность изучения религиозной культуры, духовно-нравственного воспитания ребенка на основе соответствующих религиозных ценностей и традиций.

Остальные два модуля.

Один из них направлен на расширение знаний школьников о религии на основе нерелигиозных, неконфессиональных подходов.

Другой по основам светской (гражданской) этики направлен на нравственное воспитание ребенка на основе нерелигиозной этики и морали.

 

Данный курс изучается в количестве 34 часов в год по учебному плану - это 1 ч. в неделю. Он предполагает без отметочную систему обучения.   В расписании указывается название модулей, ребята всех 4-х классов образуют группы в соответствии с выбранным модулем. Преподавание модулей ведут преподаватели нашей школы, прошедшие обучение по данному курсу.

 

 

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Основной методологический принцип реализации курса - культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, обычаи, традиции и верования. Культура всегда связана с историей, подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества - огромный, насчитывающий тысячелетия путь, который эта культура прошла; развитие различных исторических эпох, национальных культур. Такое широкое понимание человеческой культуры важно для процесса идентификации школьников как представителей всего человечества, своей страны, национальной, этнической, религиозной общности. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В УМК культура - религиозная и светская, представлена в традициях, ритуалах и обрядах древ- них людей и наших современников; в истории и языке; в архитектуре, искусстве, литературе, живописи, музыке; через быт людей, поскольку- он и есть реальная жизнь представителей каж- дой культуры, знакомство с которой дает возможность, увидеть, услышать, осязать - почувствовать эту культуру. Мир быта людей - это вещи, которые их окружают; привычный образ жизни, каждодневное поведение, обычное протекании жизни в ее реально-практических формах. С другой стороны, быт, всегда находящийся в сфере практики, мир вещей неразрывно связаны с глубинными символами, с идеями, ценностями, с интеллектуальным, нравственным, духовным развитием эпох, культур, сообществ. Понятие культуры…

Поэтому в учебном материале предмета большое внимание уделяется описанию содержания и деталей жизни и обихода, поведения людей, представителей разных культур. Это и знакомство с жилищем, родом занятий, распорядком дня, характером труда и досуга, ритуалами, языком (язык священных книг, словесные формы – приветствия, прощания, обращения и т.д.) - все, в чем раскрываются те невидимые черты жизни, которые ярко характеризуют культуру той или иной группы, сообщества людей и по которым человек узнает своего или чужого. Такое понятие культуры тяготеет к этнографически- социологическому подходу, когда оно используется для описания жизни народов и социальных групп и их отношений. В отношения вступают реальные люди, представители культур, еще точнее: представители тех сообществ (народов, социальных групп), которых объединяет та или иная культура. А положение каждого конкретного человека в сообществе (его статус, социальная роль и т.п.) играют не последнюю роль в построении отношений с представителями других культур.

 

На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.

         Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий  и мировоззрений.

         Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. 

Основы православной культуры

Учебное пособие знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека,  его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

Основы мировых религиозных культур

   В учебном пособии с учётом возрастных особенностей учащихся 4-х классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.

 

Основы светской этики

Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным?

 

 

 

Основы исламской культуры

Учебное пособие знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчёркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.

 

Основы буддийской культуры

Учебное пособие в доступной для учащихся 4-х классов форме знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.

 

Основы иудейской культуры

Учебник знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает её значение в формировании личности иудея и его поведении в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии  - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.

 

 

     Уважаемые родители, вы должны сделать свой выбор, заполнить заявление о выборе одного их модулей. Это вы сделаете в своих классных коллективах. Спасибо за внимание. На все вопросы по данной теме вы можете получить ответы, обращаясь в кабинет 25 .

 

Электронные сервисы

Э