Банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, обеспечивающих введение и реализацию ФГОС ОВЗ.

Нормативные документы, регламентирующие введение ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ:


Нормативная документация

План мероприятий

Коллегия 04.02.2015

 

Дети должны учиться вместе

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т.д.).

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Использованы материалы: http://www.mou13school.narod.ru/inklyuziv_obr.html

Инклюзивное образование в Нижневартовске

Базовые образовательные организации для реализации образовательных программ общего образования, обеспечивающих совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития:

  • МБОУ ДСКВ № 17 "Ладушки", МБОУ "СШ № 12", МБОУ "СШ № 25": организация инклюзивного образования детей с ОВЗ с нарушением зрения.
  • МБОУ ДСКВ № 44 "Золотой ключик", МБОУ "СШ № 29", МБОУ "СШ № 42": организация инклюзивного образования детей с ОВЗ с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  • МБОУ "СШ № 1", МБОУ "СШ № 8", МБОУ "СШ № 14": организация обучения детей с ОВЗ с задержкой психического развития.
  • МБОУ "СШ № 3", МБОУ "СШ № 6", МБОУ "СШ № 15": организация обучения детей с ОВЗ в классах компенсирующего обучения.

(На основании приказа департамента образования администрации города от 23.04.2013 №200 «Об определении базовых учреждений для реализации образовательных программ общего образования, обеспечивающих совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития»)

Для реализации инклюзивного образования открыты:

- 90 групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи;

- 12 групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения;

- 27 групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития;

- 1 группа компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью;

- 15 групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- 10 групп для детей с бронхолёгочной патологией и аллергическими реакциями;

- 12 групп для детей с невротическими реакциями;

- 12 групп для детей гастропатологией и эндокринными заболеваниями;

- 3 класса компенсирующего обучения в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 15»;

- 2 коррекционных класса VII вида для детей с задержкой психического развития на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14» и 1 класс в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 8»;

- на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29» продолжается реализация проекта «Школа дистанционной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья».

          Направленность детских садов компенсирующего вида города Нижневартовска представлена следующим образом:

  • муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 66 «Забавушка»для детей с невротическими реакциями (последствия поражения центральной нервной системы). Данное дошкольное учреждение посещают 185 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
  • муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 90 «Айболит»для детей с бронхолёгочной патологией и аллергическими реакциями. Данное дошкольное учреждение посещают 182 воспитанника с ограниченными возможностями здоровья;
  • муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 77 «Эрудит» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью легкой степени. Данное дошкольное учреждение посещают 177 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
  • муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 52 «Самолётик» для детей с гастропатологией и эндокринными заболеваниями. Данное дошкольное учреждение посещают 232 воспитанника с ограниченными возможностями здоровья;
  • муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах» для детей с тяжелыми нарушениями речи. Данное дошкольное учреждение посещают 156 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
  • муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 17 «Ладушки» для детей с нарушением зрения. Данное дошкольное учреждение посещают 186 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
  • муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 29 «Ёлочка» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данное дошкольное учреждение посещают 181 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Образование и воспитание

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов осуществляется в соответствии с основными общеобразовательными программами и программами коррекционной направленности, разработанными дошкольными образовательными учреждениями, с учётом особенностей обучения и развития детей-инвалидов, посещающих данное учреждение. Образовательные области этих программ адаптированы к потребностям и интересам детей-инвалидов.

В системе общего образования созданы необходимые условия не только для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, но и социальной адаптации и сохранения здоровья.

Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, организуется обучение на дому. На дому обучается 94 ребенка.

На базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29» («Школа дистанционной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья») продолжает работу кабинет дистанционного обучения. На начало учебного года с применением дистанционных технологий обучается 30 детей-инвалидов и 6 – с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся не только получают образование, но и участвуют во всех внеклассных мероприятиях, проводимых в общеобразовательных учреждениях. Для доставки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательное учреждение имеется автомобиль «Газель».

Для создания максимально возможных условий для улучшения жизни детей-инвалидов и формирования в общественном сознании отношения к ним как к равным членам общества в городе проводятся мероприятия, направленные на выявление и развитие одаренности детей данной категории.

Ежегодно дети данной категории принимают участие в следующих конкурсах:..

- конкурс детских плакатов, рисунков, компьютерных презентаций «Народы нашего города»;

- конкурс творческих работ обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города «Экологические зарисовки», посвящённый Году охраны окружающей среды;

- конкурс школьных проектов, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, помимо участия в конкурсах различной направленности, посещают объединения дополнительного образования. На начало 2013–2014 учебного года 121 ребенок с ограниченными возможностями здоровья посещает объединения дополнительного образования, из них 36 человек посещают организации дополнительного образования.

В каникулярный период дети-инвалиды посещают лагеря с дневным пребыванием детей на базе образовательных учреждений, в том числе в заочном отряде для детей с ограниченными возможностями здоровья (МБОУ «СОШ № 29»), который работает по индивидуальному плану. В программе лагеря используются интернет-ресурсы. Дети приглашаются и на массовые мероприятия.

Образовательные учреждения обеспечивают равный доступ ко всем видам услуг для обучающихся детей-инвалидов:

  • консультирование педагогами-психологами по различным вопросам: «Психологическая подготовка к сдаче экзаменов», «Щадящий режим Вашего ребенка», «Эмоциональное здоровье Вашего ребенка» и др.;
  • консультирование социальными педагогами по вопросам льгот и социальных гарантий;
  • консультирование с приглашением специалистов Центра «Кардея» по вопросам получения льгот лицами с ограниченными возможностями;
  • информация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) размещается на сайтах образовательных учреждений.

В 2013 году 19 выпускников с ограниченными возможностями успешно прошли государственную итоговую аттестацию и продолжили обучение в высших учебных заведениях. Выпускник школы №29 Лавров Данил окончил школу с золотой медалью и поступил в Тюменскую медицинскую академию.

Таким образом, в системе образования города началось поэтапное внедрение инклюзивного образования.

Универсальная безбарьерная среда в образовательных организациях

В рамках осуществления оздоровительной деятельности в детских садах и школах функционируют:

  • кабинеты водолечения (жемчужные ванны, душ Шарко, циркулярный);
  • массажные кабинеты;
  • озокеритопарафинолечения;
  • «БОС-здоровье» (ортопедический, опорно-двигательный, логотерапевтический);
  • аквакомнаты;
  • бассейны;
  • физиотерапии;
  • залы ЛФК;
  • залы сухого бассейна.

В дошкольных образовательных учреждениях города для успешного освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной общеобразовательной программы используются программные продукты: программа «СИРС» – система интенсивного развития способностей, офтальмологические программы на развитие ориентировки в пространстве, коррекционно-развивающие и логотерапевтические комплексы, программы обучения диафрагмальному дыханию «Волна», компьютерные программы интенсивного развития речи и т.д.

Для обеспечения положительной динамики состояния здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях имеется современное оборудование (медицинские аппараты «Амблиоптренер», «Макулостимулятор», деревянная панель – лабиринт «Рисуем ногами», комплект мультимедийного оборудования для логотерапевтического комплекса, электронный аппарат для мониторинга антропометрических данных «КМД-3 «Здоровый ребёнок», специальное оборудование для образовательного процесса детей с гастропатологией и эндокринными заболеваниями и др.).

В школах и детских садах для создания универсальной безбарьерной среды приобретены:

  • комплекты специальной ученической мебели для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (стулья ортопедические, стулья и столы ученические, регулируемые для инвалидов-колясочников);
  • тактильные таблички с наименованием помещений здания;
  • знаки для оборудования зон инклюзивного образования.

 

Перспективы

Вопрос реализации инклюзивного образования в образовательных организациях рассматривался на рабочем совещании при заместителе главы администрации города по социальной и молодежной политике. Было принято решение о включении мероприятий в части создания доступной среды в муниципальные программы.

Подготовлен проект распоряжения, разработана дорожная карта по внедрению инклюзивного образования в образовательные организации города. Составлен план организации универсальной безбарьерной среды в 7 школах города до 2016 года.

Для выявления детей с ограниченными возможностям здоровья в 2014 году членами территориальной психолого-медико-педагогической комиссии обследовано 2 067 детей дошкольного возраста и 94 детей школьного возраста.

Повысили свой профессиональный уровень по вопросам организации интегрированного инклюзивного обучения 22 специалиста школ города, обеспечивающих совместное обучение детей особой категории и детей, не имеющих нарушения развития.

Для создания доступной среды образовательными организациями приобретены комплекты специальной ученической мебели для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, тактильные таблички с наименованием помещений здания, знаки для оборудования зон инклюзивного образования для детей с нарушением зрения. В рамках государственной программы «Доступная среда» осуществляется комплекс мероприятий по дооборудованию образовательных организаций.

Электронные сервисы

Э